Главная » Статьи » Хорошая хозяйка » Счастливая семья ДОБАВЬТЕ СВОЮ СТАТЬЮ

Зачем дети должны играть сами 


Сейчас много ответственных родителей, полагающих, что они должны максимально много вложить в ребёнка в детстве, чтобы дать отпрыску возможность полностью реализоваться в будущем. Их охватывает беспокойство, когда они видят, как ребёнок «бесцельно болтается» по квартире или двору.Каждую минуту, когда ребёнок занимается чем-то своим, у родителей поднимается темное чувство вины. Оно бывает связано с тем, что они не могут загрузить ребёнка «на полную катушку». Или так, «как положено» — по словам всезнающих соседей и друзей. 
Действительно, много весьма уважаемых людей полагает, что «после трёх уже поздно». А Глен Доман (1995, 1999) утверждает, что больше всего дети бездельничают до года. Именно он предложил методику чтения до года и способы формирования энциклопедических знаний у детей до 2-х лет. В результате дети, в соответствии с этой методой, могут в 2 года вспомнить, когда была Трафальгарская битва (хотя плохо понимают, что такое битва и зачем она происходит). 

Он вспоминает, как в детстве разобрал дедушкин будильник. Он собрал его, но часть деталей оказались лишними, будильник же перестал ходить. Дедушка не стал ругать мальчика. Но купил ещё один будильник. На этот раз осталось существенно меньше лишних деталей, хотя будильник все ещё не шёл. И лишь когда дедушка молча купил третий будильник, мальчик смог разобраться в хитросплетениях механизма, совладать с непослушными инструментами — отверткой и т. д. — и собрать работающие часы. 

Но дедушка не сидел рядом с мальчиком, вдалбливая ему, куда надо ставить те или иные детали. Дедушка создавал для ребёнка насыщенную среду, внутри которой ребёнок самостоятельно познавал мир и его законы. 

Согласно этой концепции (Фрит, 2012), мозг не воспринимает информацию, но её предсказывает. А после каждого предсказания сверяет предсказание с получившимся результатом. Следовательно, именно ошибка становится для мозга ориентиром к правильному пониманию объективной реальности. Если мозг не ошибается, он имеет весьма неточную, субъективную картину мира, которая может отстоять от реальной картины весьма далеко. 
Есть вещи, которые ребёнку нельзя объяснить и показать. Когда-то Ж.-Ж. Руссо назвал это пробуждением чувств. 






Представьте годовалого малыша, сидящего в ванне. Он с увлечением запихивает пустую бутылочку с узким горлышком в воду, но она, подобно мячику, все время выскакивает на поверхность воды. Ребёнок уже знает, что все, что он кинет в комнате, неизбежно падает на пол. Так ведет себя и его тело, если подводят ноги. Но бутылочка сопротивляется этому знанию и заставляет ребёнка повторять и повторять эксперимент. Он ещё не знает, что задолго до него такой эксперимент проводил Архимед. И открыл закон. 
Вдруг крышечка, которой была закрыта бутылочка, открывается, и ребёнок видит, как из неё в воде выходят пузырьки. Он ещё не знает, что есть воздух. Но он его сам открыл для себя. И он обнаружил, что когда пузырьки прекратятся, бутылочка будет вести себя, как обычный предмет в комнате. Всё — закон, который взрослые называют законом Архимеда, открыт обычным ребёнком в обычной ванне. Да, он не сможет его вербализовать. Возможно, в школе наконец-то он столкнется с точной формулировкой. И тогда будет озарение. Но оно основано на этой длительной работе по насильственному погружению бутылочки в воду. И когда ему будут рассказывать на уроке физики про воздух, у него будет в мозгу картинка с пузырьками, идущими на поверхность воды из бутылочки. И он получит слова для открытого им самим закона. 

Но возможна другая картина. Родители не позволят ребёнку 30 минут зря сидеть в ванной и «бесполезно» пихать бутылочку в воду. Они быстро помоют его сами, не позволяя играть с предметами, принесут на кровать и будут читать книжку о предметах, которые ребёнок не облизал, ни понюхал, ни потрогал. И тогда он будет знать слова. И сможет даже рассказать стишок. Но под этими словами не будет реального мира. 

На сетчатке у ребёнка точечные изображения, потому что общая картина складывается из активности многих рецепторов. Более того, сетчатка плоская, поэтому в изображении нет пространства. Чтобы сложить эту мозаику в правильное изображение, имеющее объём, то, что ребёнок видит, он должен пощупать, засунуть в рот, возможно, ударить о пол и т. д. Только проведя эксперименты с объектом, он научится восстанавливать то, что видят глаза, в точное изображение объекта. И уже тогда это внутреннее сенсорное знание можно соединять со словом. Только тогда, слыша слово, ребёнок будет припоминать весь комплекс ощущений от объекта и будет точно понимать, о чём идет речь. 
Только ребёнок, увидевший сам, как луч света из окна, спотыкаясь о пылинку, парящую в комнате, дает маленькую радугу, соединит это с видением большой радуги после дождя. И когда увидит красный закат позднее, сможет догадаться, что так преломляются солнечные лучи на пылинках в больших массах воздуха. 
Ребёнок, которому не дано время для наблюдения, будет легко и свободно повторять те слова, которые дали ему взрослые, но он не сможет соединить их в единую картину мира. 
Но родитель может и подогревать этот процесс познания. Например, лежа на травке, он может указать ребёнку на муравья и попросить отправиться на разведку, чтобы определить, где же находится муравейник. А вечером, вернувшись домой, открыть чудесную книжку Ондржея Секоры «Муравей Ферда» и прочесть что-то, обсудив с ребёнком, насколько то, что написано в книге, соответствует тому, что видел ребёнок. 






Однажды мне позвонила женщина, чтобы проконсультироваться, как поступать. Её девочка-первоклассница восторженно рассказала учительнице в классе, что видела днём луну одновременно с солнцем. Учительница беспристрастно сказала, что луна бывает только ночью, и девочка всё нафантазировала, отвлекая класс от работы. Ребёнок пришёл в слезах. А мама не знала, как поступать. Если ссориться с учительницей — как та будет потом общаться с её дочкой? Но это означает, что учительница прочла много книг. В том числе замечательную сказку великого русского поэта А.С. Пушкина про мёртвую царевну и семь богатырей, где чётко говорится, что Луна и Солнце друг с дружкой не встречаются. Но сказка всего лишь ложь, хотя в ней и есть намёк. Поэтому, кроме опоры на сказки, необходимо поднимать голову к небу, чтобы восхититься событием, когда встречаются луна и солнце. Учительница сказку знала, но не глядела на небо. 

Мы часто смеёмся над американцами, что они в школе изучают таблицу умножения в 4 классе, тогда как наши дети учат её в течение лета между первым и вторым классом. Но мы не задумываемся над тем, что наши дети учат её как стишок, не понимая того смысла, которые вложен в нее, тогда как в других системах образования, прежде чем дать ребёнку нечто учить, взрослый должен удостовериться, что он уже родил идею сложения и деления. И родит он эту идею благодаря непрерывной игре с цифрами, поднимаясь по лестнице, пересчитывая яблоки и раскладывая на берегу водоема разноцветные камушки. В какой-то момент происходит просветление, и то, что умножение — это определенный способ сложения, — вдруг открывается в своей первозданной чистоте. 

Но проверьте своих детей, что они делают, когда забывают таблицу умножения, а рядом нет волшебника-компьютера. Это часто приводит к растерянности. Многие дети не могут другим способом рассчитать необходимую сумму. Им это знание досталось даром от взрослого. И этот дар оказался не оценённым, потому что собственных сил в познание вложено не было. 

Точно так же геометрия — это не предмет в школе. Это кривизна мира. И её ребёнок должен почувствовать всем телом — ударяясь о предметы. И в соприкосновении с ними родить пока невербализованные законы. Например, что гипотенуза — лучший способ достижения некоторого места, чем движение по сумме катетов. 
Игры, в которые играют дети, привыкшие к одиноким играм с младенчества, — это игры познания мира. Но если ребёнку никогда не давать возможность побыть с самим собой, он всегда будет требовать участия взрослого, развлекающего его, поскольку очень давно, сразу же после рождения, этот взрослый своей тревогой подавил в ребёнке желание самостоятельного познания мира. Но только этот способ познания позволяет дать уникальность картине мира ребёнка. Всё, что дает ребёнку взрослый, — тривиальное знание данной культуры. 

Ребёнок, задействованный с младенческих лет в социальных институтах обучения, сможет узнать только то, что знает к этому моменту общество. Но чтобы нечто создать самому, нужно иметь собственную уникальную картину мира. И тогда невписывание в неё типичной картины, предлагаемой обществом, создаст ту ошибку, которая побудит его познавать и уточнять. И, в конце концов, создать то, что общество ещё не ведало. 

Собственные игры ребёнка — его уникальный способ понимания мира и открытие его законов, пока на интуитивных образах, которые постепенно, отрабатывая в игре действия, ребёнок научится передавать словами. И именно эта картина мира ляжет в основу его уникального понимания мира. Отработка отдельных элементов, известных обществу, — лишь часть его жизни. И она будет только основой качественного исполнительства. Но никогда не может стать механизмом формирования творца. 
В ещё большей мере размышления требуются младшему и, безусловно, старшему школьнику. А потому родителям иногда стоит тихо пройти мимо двери, за которой 11-классник лежит на диване (и взрослому кажется, что плюёт в потолок), и не требовать, чтобы он тут же вспомнил про ЕГЭ. Ребёнку скоро выходить в мир, а потому стоит решить массу вопросов о будущей жизни, выборе профессии, смысле жизни, предательстве и любви. И на все эти вопросы сможет ответить только он сам. А если и здесь за него решат взрослые, то ему самому останется только быть рабом чьих-то желаний, даже если тот, кто эти желания продуцирует, думает, что «делает как лучше», хотя в нашей стране чаще всего получается «как всегда». 






Но это не значит, что ребёнка нужно навсегда оставлять в одиночестве. Внимательный взрослый всегда видит, когда ребёнок устает от своего размышления — это слишком большая умственная работа. И тогда он тянется к взрослому. Нужно соблюдать баланс знаний, добываемых ребёнком самостоятельно и тем, что даёт ему взрослый. Чем старше ребёнок, тем больше его возможности к познанию. И, нагрузив ребёнка разными секциями, нужно проверить, есть ли у него время на самостоятельное размышление. Если нет — вы воспитываете исполнителя. И нужно забыть о творце. 
Однако обеспокоенные родители могут спросить меня, но как отличить реально бессмысленную трату времени ребёнка от процесса созерцания и познания. Отличие есть. Ребёнок, просто «пинающий балду», отвлекается легко на что-то новое. Ребёнок познающий погружён в процесс познания, а потому может не отзываться ни на предложение попробовать конфету, ни на предложение поиграть в футбол, хотя в другое время делает это с удовольствием. Именно погружённость в процесс, при котором ребёнок не просто внимателен, но чрезмерно увлечён, причем мозг учится удерживать в зоне активного внимания предмет, и отличает безделье от познания. 

Но это касается и школы. Учитель не должен всегда показывать детям всё. Он должен подталкивать к познанию, начав этот процесс, а дальше предоставив возможность самостоятельно открывать. И если ребёнок спрашивает решение, учитель показывает только первое действие, наблюдая за возможностью ребёнка сделать дальше самому. И далее предоставив только то, на что есть запрос, но не рассказывая каждый раз весь процесс решения от начала до конца. 
Мы лишь сопровождаем ребёнка в этом мире, а не проживаем за него его жизнь. 

Автор: Елена Николаева


Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, примите участие в оценке статьи. Выберите нужное количество звездочек справа по 5-ти бальной шкале.
Категория: Счастливая семья | 13.12.2017 |
Просмотров: 1760 | Рейтинг: 5.0/1
Сейчас читают:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| RSS
Сохраните себе в соцсети
1785

 

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

 

С этим также читают

Как отличить любовь от привязанности

Любит или его чувства лишь привязанность? Мужчины рассказывают как можно отличить любовь от чувства привязанности и как узнать что это любовь

Читать полностью

 

5 важных моментов при заказе шкафа-купе

Вариантов шкафов-купе достаточно много и их предназначений тоже много: для детских комнат, гостиных, спален, прихожих. Обратите внимание на 5 важных моментов при проектировании шкафа-купе

Читать полностью

 

Как встретить любимого человека (для мужчин тоже актуально)

Мы уже не раз писали о том, как встретить любимого человека.Необходимо определиться с тем, какого человека вы хотите встретить.Многие так и не понимают, кого им надо и потом удивляются, что встречают не того или вообще не встречают ни кого.

Читать полностью

 

У меня нет времени на фитнес

Почему у современной женщины нет времени на фитнес, хотя фитнес-клубы располагаются поблизости к месту работы и дому.

Читать полностью

 

Японская методика против лени или принцип 1 минуты

Иногда мы рьяно начинаем выполнять задуманное, но прозанимавшись, к примеру, 3 раза в неделю в тренажерном зале по несколько часов, бросаем занятия на долгое время. Почему так происходит?

Читать полностью

 

Как потерять драгоценное время личного счастья

Сегодня затронем сложный вопрос отношений без обязательства, а именно, почему женщины годами живут в статусе «любовница», дарят мужчинам секс и при этом остаются одиноки.

Трагедия века в том что,  кто-то внушил женщинам, что можно жить одной без мужа, и при этом дарить мужчинам себя, занимаясь сексом без обязательств.

Читать полностью

 

Как повысить уверенность в себе

Многие женщины встречаются с проблемой неуверенности в себе. Каждый хоть раз в жизни встречался с ситуацией, когда на вечеринке или корпоративном мероприятии одна женщина окружена мужским вниманием, а другую просто не замечают. Как повысить уверенность в себе?

Читать полностью

 

Не унижайтесь – тогда и унижений не будет

В жизни мы часто сталкиваемся с унижениями женщин как на работе, так и в семейной жизни. Причем сами женщины, терпят унижения, замечают их, но никак не могут исправить ситуацию.

Читать полностью

 

Как сделать чтобы Любимый мужчина стал чаще звонить

Каждая влюбленная женщина с нетерпением ждет встречи с Любимым мужчиной, звонка или СМС-ки. А вы знаете, что есть секреты сделать так, чтобы Любимый чаще звонил вам?

Читать полностью

 

Как замечательно быть настоящей женщиной!

Как замечательно быть настоящей женщиной!


Валерия ⎠♥ЧАРОвНИЦА♥⎝ Добромыслова
Все, что мы выиграли, усилив женщин, мы потеряли – ослабив мужчин. Я не знаю, за что там боролись феминистки, которые так и не победили, но мне все это не нужно. Люди, я же женщина! Только женщина. У меня узкие запястья, узкие щиколотки и большая разница между талией и бедрами, уж не говорю – грудью. Ее видно глазами, но на ощупь она еще вернее. Чего можно от меня требовать? За что меня нужно ругать?

У меня все так, как придумала природа для женщин: где надо – узко, где надо – широко, где надо – впадинка, где надо – бугорок. Это для мужчины, это для детей. Я часть пазла. Все подогнано и смазано. Надо совпасть, и оно заработает. Только не требуйте от меня других функций! Смотрите, как красиво, когда я закалываю волосы наверх, а одна прядь выбивается…
На мне духи пахнут лучше, чем они задумывались автором, на мне браслеты звенят как обещание радости. И это обещание выполняется.

Читать полностью

 

Готов жениться?

Ваш МЧ не прижал вас к сердцу ни в первый день, ни в сотый. А ближе к двухсотому стал пренебрегать так, что вы хотите уйти. Страсть, влюбленность обычно длится полгода-год. Какие выводы?

Читать полностью

 

Водные виды спорта и развлечений

Плавание - великолепный способ поддержать мышцы в тонусе, поскольку во время занятий действует сила сопротивления воды. Во время занятий вы задействуете все основные группы мышц, тело получает полноценную тренировку. 

Читать полностью

 

Простая новогодняя техника счастья

Написать желание, сжечь листок и выпить пепел вместе с шампанским – старинный способ «колдовства», известный практически каждому. С одной стороны, вроде и просто, а с другой – не совсем гигиенично. Согласитесь, пить пепел из бокала как-то не очень хочется. Давайте попробуем освоить простую новогоднюю технику счастья, которая обойдется для организма с наименьшими потерями.

Читать полностью

 

Почему мужчины однозначно бросают, или унижают женщин удобных

Участие, сопереживание - чужим ли, близким ли - требует траты нашей энергии. А для этого её необходимо накапливать, набирать. Тогда тратить легко, а то, что на глазах от нашего сопереживания меняется, приносит большое удовлетворение.

Читать полностью

 

Зачем нужна благотворительность?

Дань моде или действительно для гармоничного существования человека необходима благотворительность?

Читать полностью

 

Сначала я не особо интересовался русскими женщинами...

Долгими зимними вечерами, когда работать уже нет сил или желания, я общаюсь со своим новым приятелем из Франции. Позвольте представить Вам Дэни, холостяка, ищущего свою русскую принцессу. Ему 56 лет, имеет двух сыновей и живет в доме с бассейном

Читать полностью

 

Как сделать мужчину успешным

В понятии «сделать мужчину успешным» заключается обычная вера в его силы и способности

Читать полностью

 

Как очаровать мужчину?

Природные инстинкты подсказывают женщине как очаровать мужчину, но не все женщины могут прислушаться к природным чарам и очаровать мужчину правильно.

Читать полностью

 

Так что же делать с мужчиной

А что делать с мужчиной, с любимым мужчиной, если что-то в нем нелюбимое? Выхода три:

Читать полностью

 

Что можно купить в машину

Дома или на работе у нас всегда всё под рукой: вот телефон, горячая чашка чая, компьютер и прочие регалии современного человека. А что можно купить в машину, где порой приходится проводить значительную часть времени?

Читать полностью

 

Почему мужчина со временем перестают уделять внимание своим женам?

Многих женщин мучает вопрос, почему муж перестал уделять внимание. В чем причина смены отношения мужа к жене?

Читать полностью

 

Счастье – это когда тебя понимают

Задаются этим вопросом и взрослые, и дети, люди любой профессии и разного социального уровня. Сразу вспоминается чудесный советский фильм «Доживём до понедельника» и простой, искренний ответ ученика: «Счастье – это когда тебя понимают».

Читать полностью

 

Как узнать когда выйдешь замуж

mso-bidi-font-weight:bold">Все женщины мечтают о своей будущей свадьбе, представляют, какая она будет красивая, пышная и шикарная. Но случается иногда так, что мечты лишь остаются мечтами, а тот самый счастливый и долгожданный день никак не настает. Как же узнать, когда выйдешь замуж? Сколько необходимо ждать, пока наступит самый счастливый день в жизни?

Читать полностью

 

Так случилось

Нам не за что, на самом деле, прощать своих родителей. Потому что они жили как умели, и если бы могли лучше - обязательно бы сделали это.

Потому прощение родителей заведомо высокомерно. Оно подразумевает, что мы можем оценивать их поступки, и полностью противоречит родовым законам.

Читать полностью

 

Зачем разводить цветы?

В жаркие летние деньги есть отличная возможность провести время с пользой и удовольствием. Если у вас нет дачного участка, где растут розы и астры, можете придумать идеи для домашней оранжереи в собственной квартире. Это не только красиво, но и важно для женской силы и энергетики. Зачем разводить цветы?

Читать полностью